• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство романа

Милан Кундера
Перевод: Алла Смирнова
Издательская группа "Азбука-Аттикус", 2013
Рецензия Артема Роганова


© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

О чём

Это не учебник по creative writing и даже не совсем труд по теории литературы. Милан Кундера даёт интервью, рассуждает о творчестве Кафки и Броха, произносит речь на вручении Иерусалимской премии.

Этот сборник современного чешско-французского классика, впервые выпущенный в 1986 году – семь относительно независимых друг от друга текстов, объединённых общим рядом сквозных вопросов. Что такое роман? В чём его искусство? Есть ли у романа будущее и каково оно? Читателю предлагается не лишённый субъективности, но и по современным меркам свежий и оригинальный взгляд на историю жанра от Сервантеса к романтизму и реализму, от реализма к модернизму и роману идей. Авторские термины открывают новые явления в литературном процессе, – «эпоха конечных парадоксов», «новейшая полифония». Попутно речь не раз заходит и о творчестве Кундеры, писатель рассказывает о приёмах композиции, критикует тривиальный психологизм и размышляет о создании многослойного текста. По большому счёту, «Искусство романа» – очередной роман Милана Кундеры, в котором принцип автоописания становится главенствующим. И как во многих его произведениях, среди тем каждой отдельной части – будь то тупик европейской цивилизации, смеховая культура или музыкальность романа – выделяется главенствующая: роман – та форма литературного искусства, которая не терпит тоталитаризма однозначности мира и человека, а хорошая художественная книга всегда имплицитно напоминает читателю о пользе и необходимости сомнения в любом мировосприятии. Любопытно, что именно после «Искусства романа» Милан Кундера перестал давать интервью и выступать публично.

Для кого

Во-первых, для романистов и тех, кто собирается им стать. Во-вторых, для литературоведов и тех, кто интересуется творчеством Кундеры. Наконец,  книга может быть полезна для культурологов, философов, специалистов по центральной и восточной Европе, историков литературы. Словом, едва ли вы зря потратите время, если имеете хоть какое-то отношение к гуманитарным дисциплинам и литературе.

Прямая речь

«Романист не историк, не пророк: он исследует существование. 

Единственное право романа на существование – раскрыть то, что может раскрыть один только роман. Роман, который не раскрывает ни одного доселе не изведанного элемента бытия, аморален. Познание – единственная мораль романа. Дух романа – это дух сложности. Каждый роман говорит своему читателю: «Всё гораздо сложнее, чем ты думаешь». 

5 советов

В качестве романиста постарайтесь:

  1. Ценить своё одиночество.
  2. Понять, прежде чем судить.
  3. Самостоятельно исследовать тайну человеческого «я».
  4. Составить словарь определений ключевых понятий для ваших текстов (хотя бы в голове).
  5. Не давать отчёт никому, кроме Сервантеса.

Артем Роганов