Искусство романа
Милан Кундера
Перевод: Алла Смирнова
Издательская группа "Азбука-Аттикус", 2013
Рецензия Артема Роганова
© ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
О чём
Это не учебник по creative writing и даже не совсем труд по теории литературы. Милан Кундера даёт интервью, рассуждает о творчестве Кафки и Броха, произносит речь на вручении Иерусалимской премии.
Этот сборник современного чешско-французского классика, впервые выпущенный в 1986 году – семь относительно независимых друг от друга текстов, объединённых общим рядом сквозных вопросов. Что такое роман? В чём его искусство? Есть ли у романа будущее и каково оно? Читателю предлагается не лишённый субъективности, но и по современным меркам свежий и оригинальный взгляд на историю жанра от Сервантеса к романтизму и реализму, от реализма к модернизму и роману идей. Авторские термины открывают новые явления в литературном процессе, – «эпоха конечных парадоксов», «новейшая полифония». Попутно речь не раз заходит и о творчестве Кундеры, писатель рассказывает о приёмах композиции, критикует тривиальный психологизм и размышляет о создании многослойного текста. По большому счёту, «Искусство романа» – очередной роман Милана Кундеры, в котором принцип автоописания становится главенствующим. И как во многих его произведениях, среди тем каждой отдельной части – будь то тупик европейской цивилизации, смеховая культура или музыкальность романа – выделяется главенствующая: роман – та форма литературного искусства, которая не терпит тоталитаризма однозначности мира и человека, а хорошая художественная книга всегда имплицитно напоминает читателю о пользе и необходимости сомнения в любом мировосприятии. Любопытно, что именно после «Искусства романа» Милан Кундера перестал давать интервью и выступать публично.
Для кого
Во-первых, для романистов и тех, кто собирается им стать. Во-вторых, для литературоведов и тех, кто интересуется творчеством Кундеры. Наконец, книга может быть полезна для культурологов, философов, специалистов по центральной и восточной Европе, историков литературы. Словом, едва ли вы зря потратите время, если имеете хоть какое-то отношение к гуманитарным дисциплинам и литературе.
Прямая речь
«Романист не историк, не пророк: он исследует существование.
Единственное право романа на существование – раскрыть то, что может раскрыть один только роман. Роман, который не раскрывает ни одного доселе не изведанного элемента бытия, аморален. Познание – единственная мораль романа. Дух романа – это дух сложности. Каждый роман говорит своему читателю: «Всё гораздо сложнее, чем ты думаешь».
5 советов
В качестве романиста постарайтесь:
- Ценить своё одиночество.
- Понять, прежде чем судить.
- Самостоятельно исследовать тайну человеческого «я».
- Составить словарь определений ключевых понятий для ваших текстов (хотя бы в голове).
- Не давать отчёт никому, кроме Сервантеса.