250 дерзких советов писателю
Чак Вендиг
Альпина Диджитал, 2017
Перевод: Г. Ястребов
Рецензия Софии Сенюшкиной
© Издательство "Альпина Паблишер"
О чём
Книга представляет собой 275 советов, как, по мнению Чака Вендига, правильно рассказать историю и ее издать. Однако уже первая глава напоминает, что писателей много. Люди с разными целями хотят овладеть писательскими навыками и прославиться на литературном поприще. Но это не так плохо: писатель может найти сообщество, где с ним поделятся советами и неврозами.
С шутками, иногда на грани фола, и без церемоний, Вендиг делится своим опытом в работе с текстом. Руководствуясь правилом «Краткость – сестра таланта», он дает четкие инструкции к действию. В одиннадцати главах он дает рекомендации о том, как рассказать историю, работать с описаниями, персонажами, сюжетом, диалогами, как в итоге довести историю до ума и издать ее.
Для кого
Советы Чака Вендига подойдут тем, кто только вступил на писательский путь и хочет получить теоретические знания о писательском мастерстве. Его советы – инструкция для начинающих.
5 советов
1. Персонаж не обязан быть сообразительным. Его необдуманные решения создают напряжение в истории. Автор – главный злодей персонажа. Аудитория ждет конфликта между рассказчиком и персонажем. Герой не должен быть идеален, так как мы любим его за наличие проблем.
2.Предложение – одно из важнейших строительных блоков текста. Именно с помощью предложений автор передает необходимую информацию. Не стоит избегать простых фраз, так как простота способна породить загадку. Предложение должно хорошо выглядеть в контексте.
3. Диалог передает информацию внутри истории (другим персонажам) и за пределы истории (читателю). Рассматривайте свою историю как диалог. Когда пишете, возьмите разговорную интонацию. Беседуйте с читателем, а не читайте ему лекцию.
4. Сюжет функционирует как скелет: он создает структуру и поддерживает ее. Лучшие сюжеты незаметны глазу. Изящество удачного сюжета состоит в том, что, когда все события соединены, все выглядит предельно естественно. Иногда стоит создавать план, делать заметки о развитии сюжета, чтобы не запутаться и избежать сюжетных дыр. Развязка должна создавать впечатление, что только так можно свести концы с концами.
5. Первый черновик – это работа, совершенная в изоляции. Следующей ступенью является многократное переписывание и чтение другими людьми. Обязательно прочтите свой текст вслух, потому что именно так вы найдете неуместные, невыразительные слова.
Прямая речь
«В одночасье опубликоваться невозможно. Разве что в самиздате… но в любом случае не ждите, что книга сразу будет нарасхват. Будьте терпеливы, упорны и настойчивы. Действуйте, словно у вас не голова, а таран. Будьте как неваляшка, ванька-встанька, которого невозможно уложить на землю. На все нужно время. Истории должны найти дом, найти своего читателя. Не опускайте руки».
Стоит ли читать
Несмотря на важность рассматриваемых тем, книга кажется поверхностной, а постоянные шутки в адрес читателя обесценивают советы и вызывают недоверие к автору. Полезная информация погребена под нескончаемыми метафорами и иронией Вендига.
София Сенюшкина