• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мне плохо, но у меня все хорошо

Интервью с выпускницей «Литературного мастерства» Ольгой Бойковой о дебютном альбоме ее группы и связи с космосом

Мне плохо, но у меня все хорошо

Фото: Алена Рыбачек
Ольга Бойкова — выпускница первого набора магистратуры «Литературное мастерство». В 2021 году вместе со звукорежиссером Кристиной Зарубиной она создала группу ЯЛО. Сегодня, 22 февраля, вышел дебютный альбом ЯЛО — «Все мои грязные мысли».
Мы поговорили с участницами группы о связи писательской магистратуры с музыкой, о создании альбома и о том, как говорить про «плохое» с улыбкой. 

Альбом доступен на всех площадках по ссылке
 


 Оля, ты выпускница первого набора магистратуры «Литературное мастерство». Расскажи, что привело тебя к писательству и почему ты решила на писателя учиться? 

Оля: Я всегда хотела заниматься музыкой, петь. В юности я выступала, побеждала на вокальных конкурсах, но мама очень вежливо попросила выбрать профессию, которая будет меня кормить. Помимо музыки я умела только грамотно писать, поэтому выбрала журналистику и окончила университет печати имени Ивана Федорова. Журналистские тексты мне абсолютно не нравились, и я решила найти магистратуру, которая будет близка к писательству. Выбор на «Литературное мастерство» пал случайно — за день или два до окончания подачи заявок. Я не шла туда с мыслью стать великим писателем, но именно на «Литературном мастерстве» я поняла, что мне нравится писать художку: жить с текстом, придумывать героя, переживать за него, отпускать в мир. Это стало для меня открытием. 


Это был первый набор магистратуры. Тебя не оттолкнул тот факт, что совсем новая программа? 

Оля: «Литературное мастерство» — первая подобная программа в России, но я тогда этого не знала. Потом мне, наоборот, казалось, что если мы первый набор — нас точно запомнят. Так и вышло. 


Теперь, можно сказать, ты приблизилась к мечте: пишешь песни, поешь, у тебя своя группа. Как тебе кажется, сильно ли путь музыканта отличается от пути писателя? Или творческие люди во многом схожи? 

Оля: Я, как человек, который долгое время работал в издательстве, сразу увидела эту параллель: между музыкальным и книгоиздательским бизнесом. По сути издание музыкальной композиции — это то же самое, что издание книги. Идея, написание текста, верстка (в случае музыки — сведение и создание аранжировки), разработка обложки и продвижение. Вообще никаких различий. Пути музыканта и писателя тоже схожи. И писатель, и музыкант, бесконечно подаются на конкурсы и фестивали, публикуют свои работы, с трепетом ждут отклика и вкладывают в творчество все свои силы. 


А музыкальное образование у тебя есть?

Оля: Нет, у меня нет музыкального образования. 

Кристина: У меня такая же история. Меня не отдали в музыкальную школу. У меня папа ее окончил, и ему там было очень тяжело учиться, поэтому он решил меня уберечь от этого. При этом знания, которые там дают, можно наработать самостоятельно. Поэтому нельзя сказать, что у нас нет образования. Нет диплома об окончании музыкальной школы, а знания — есть. 

Оля: Мы проходим много разных курсов. Учимся сами по роликам на Youtube, на платформах вроде Интроверта, Курсеры, Открытого образования.


Это мешает или помогает?

Оля: Я думаю помогает. Когда ты знаешь, как правильно, как можно и нельзя, ты идешь очень аккуратными шажками, боишься ошибиться. По окончании магистратуры мы столкнулись с этим: мы стали бояться писать. Кого-то, конечно, это подтолкнуло, но такие котики-интроверты, как я, боялись. Только спустя несколько лет одногруппники, близкие мне по духу, начали публиковаться. 


Почему ты решила в итоге свернуть с пути писателя и заняться музыкой? 

Оля: Все видели, какая я приходила замученная на пары, мне нужно было работать, чтобы оплачивать учебу. Я работала сразу в нескольких местах, сильно уставала. Более того, я видела, как работает издательский мир, и понимала, что мне так не хочется. 

Альбом, о котором мы будем говорить сейчас, был написан именно в это время. Я даже в заметках написала: «однажды Оля устала и написала альбом». Моя одногруппница спросила: Оль, ты работаешь, чтобы получить образование, но при этом многих знаний ты не получаешь из-за пропусков. В чем смысл?
Смысл, на самом деле, есть: до сих пор получать тёплые письма от преподавателей, общаться с коллегами. Мы всегда друг другу помогаем и делаем общие проекты.  


Вы уже выпустили два сингла, а сегодня у вас выходит альбом. Но хочется спросить про название группы. Как оно появилось? ЯЛО — сразу вспоминается повесть-сказка Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Это действительно отсылка к Оле и Яло? 

Оля: Мы несколько лет пытались собрать группу и придумать совместное название, чтобы оно отражало каждого. Потом я поняла: нет у меня группы, я одна, и оно пришло. Яло — так меня называли в школе, потому что я всегда отличалась, все у меня было через наоборот. Я хорошо училась, но при этом бунтовала, у меня были конфликты с учителями. 

А про Губарева: как писателя я его очень уважаю, мне бы нисколько не хотелось как-то пользоваться его произведением. Наша группа никак с ним не связана. Разве что это любимый писатель моей мамы, и это ее немножко радует. 

ЯЛО можно расшифровать как «Я Люблю Олю». Это попытка признаться себе в любви и сказать: Оль, ты достойна, чтобы тебя любили и слушали, ты достойна сама себя любить. Надеюсь, когда-нибудь к нам на концерты будут приходить с плакатами «Я Люблю Олю», и в этом тоже будет смысл. 


Фото: Алена Рыбачек

Давай поговорим про твой альбом. Он называется «Все мои грязные мысли», в нем 7 треков, и я знаю, что это не просто отдельные песни — настоящая, цельная история. О чем она? 

Оля: Это история женщины или девушки, в которой постепенно умирает бунтарка. Она собрана из кусочков биографий — моей, моей мамы, бабушки, подруг. Все это действительно происходило, и я хочу, чтобы люди услышали эти песни, и чтобы они им помогли. Про существование созависимых, абьюзивных отношений знают многие, но не все осознают, что их это может коснуться, и что из них можно выйти.

Хоть я и пишу очень грустные тексты, я стараюсь петь их с улыбкой и хочу, чтобы люди воспринимали их тоже с улыбкой. Потому что как бы тебе ни было плохо с абьюзером, ты его все равно любишь и чувствуешь хоть иногда своих зашуганных бабочек, которые дают тебе улыбаться. 

До магистратуры, кстати, я думала, что когда стану большим писателем, я буду писать о грустном, хотела, чтобы мои книги заканчивались плохо, ведь это так красиво. В магистратуре мы очень много читали, и я помню, как после «Маленькой жизни»  Ханьи Янагихары сказала себе: да сколько можно?! Есть хоть одна книга, где всё закончится хорошо? Поэтому для себя решила любое страдание показывать и с хорошей стороны тоже. 

Большинство людей, которые доверили мне свои истории, повторяли одну и ту же фразу: мне плохо, но у меня все хорошо. Мне кажется, альбом об этом. Ведь выбор каждого — оставаться созависимым, или нет. Я не призываю никого бросать своих партнеров, это просто почва для размышлений. 

Кристина: Альбом может послужить импульсом для беседы. Люди услышат темы, которые присутствуют в их жизни, и наконец начнут обсуждать их. Они будут говорить про песни и поймут, что у них что-то не так. 

Оля: «Все мои грязные мысли» — это бытовые мысли. Те, которые ты можешь озвучить на кухне, пока чистишь грязную картошку или кастрюлю. 

В твоем альбоме все взаимосвязано: порядок песен, их тексты, даже обложка. Расскажи, как появилась концепция альбома и почему ты решила пойти по этому пути — превратить альбом в целую историю.

Оля: Я бы назвала альбом сборником рассказов под красивой обложкой. Это рассказы, просто маленькие и под музыку. Изначально концепция была другая. Треки назывались по-другому: «Ящик», «Диван», «Люстра» и т.д. Мне хотелось показать героиню, запертую в квартире и поместить в песни предметы, которые ее окружают. Один из моих знакомых музыкантов даже предложил сделать обложку в виде каталога ИКЕА. 

Но когда мы выпустили первый сингл «Не переключай», я поняла, что он должен называться так и никак иначе. И вся моя концепция с названиями полетела.

Кристина: Рабочее название этого трека было «Ящик», и никто не мог его запомнить, для нас оно всегда было «Не переключай». И Оля задумалась: может, то, что больше ложится, должно стать названием. А так — какой ящик? Все думают про деревянный ящик, ни у кого нет ассоциации с телевизором. 

Оля: Когда выпустили первый сингл, я распечатала тексты песен, посмотрела на них «сверху», сопоставила и поняла — вау, это настоящая история. История, которая ходит по кругу. В этом и смысл обложки: бытовые предметы из песен расположены на орбитах, и каждая крутится по кругу. Так же, как и круговорот проблем в жизни героини, которые не заканчиваются. 

Планируете ли вы дальше придерживаться этой концепции? Уже осознанно. 

Оля: Пока что не могу ответить. Но такая вероятность есть. 


Альбом выходит только сейчас, но большинство песен было написано во времена твоей учебы в магистратуре. Помогало ли обучение творческому письму в работе над текстами? 

Оля: Магистратура меня научила тому, что твои рассказы, романы не обязаны быть «о высоком», если ты литератор, филолог. «Литературное мастерство» научило меня материться в текстах, кстати. Я раньше думала, это вообще неприемлемо. В моей магистерской повести есть обсценная лексика, и она там уместна. Хотя в жизни я не матерюсь. 

Поэтому у меня в альбоме есть очень наивные рифмы вроде люблю-петлю. Моя героиня не филолог, она наивная девушка. Есть некоторые приемы. Например, в песню «Я в невесомости» я добавила фразу — «есть хоть какая-то разница, чем жить и что есть в себя». Эта фраза ко мне пришла сама, она очаровательная и она на своем месте. 


Вас в группе двое. Поделитесь, как вы решились на создание совместного проекта? 

Оля: Наша группа началась с нашего знакомства. Мы вместе работали в культурном центре. Я должна была преподавать журналистику, а Кристина меня курировать. Мы созвонились, утвердили план занятий. Потом Кристина спросила: А ты случайно не поешь? У тебя голос красивый, тебе петь надо. Оказалось, Кристина — звукорежиссер.

Кристина: Оля прислала свои композиции, я рассказала, как их можно улучшить, потом стала ей помогать. Так и началось — с первой песни. Это был длительный процесс, все давалось очень тяжело. Я по сути взяла на себя ответственность создать форму изложения Олиных мыслей и то, как они будут преподнесены публике. 


Как быстро вы сработались? Разграничиваете ли вы рабочее и дружеское? 

Кристина: Стараемся разграничивать. Вот здесь вы не можете решить, что взять на обед, а здесь — какой инструмент должен играть соло. Если есть разногласия, их лучше не смешивать. 

Оля: У нас есть специальные дни, часы для музыки. Мы садимся и занимаемся только этим. Нас ничего не отвлекает, и мы не отвлекаем друг друга. 


У вас бывают творческие разногласия? За кем последнее слово перед выходом релиза?

Кристина: Изначально идеи приходят в Олину голову, у нее есть особая связь с космосом, а я только пытаюсь перевести это на человеческий язык. Поэтому финальное решение принимает Оля.


Кристина, ты тоже свернула со своей основной профессии и занялась музыкой. Расскажи, на кого ты училась и почему решила заниматься группой?

Кристина: Я по образованию «Режиссер эстрады». Окончила ГИТИС. Эстрадный факультет вообще очень связан с музыкой, танцами. Но еще в институте я решила, что хочу быть звукорежиссером. Я даже хотела поступать на звукорежиссера, но у меня не было того самого диплома о музыкальном образовании. 

На третьем курсе у нас из института ушел звукорежиссер, который сопровождал все наши показы (экзамены и зачеты в институте). Некому было следить за звуком, все хотели быть на сцене, а я сказала — хочу за пульт. С тех пор я почти три года только за пультом и сидела, нарабатывала навыки. 

В институте я пыталась собрать группу, у меня было три неудачных попытки. Наверное, это неправильный путь: многие думают, что группа начинается с музыкантов. Нет, группа начинается с материала. Я тоже пыталась собрать музыкантов, у нас были репетиции, но все разваливалось. 


Что поменялось после первого релиза? 

Кристина: Мы сразу почувствовал отдачу публики.

Оля: Почувствовали, что все это не зря. Появились люди, которым наша музыка нравится. Мы думали, наша аудитория будет старше, наши ровесники и выше, но оказалось, мы смогли разбудить интерес к живой музыке в сердцах подростков. 

Мы не используем биты, современное звучание. У нас есть саксофон, записанный дома, комбик, гитара, голос тоже записан дома — отраженный от обоев. 

Мы искали слушателя, которому музыка будет помогать. Мне кажется, некоторые подростки именно такие. У нас даже есть чат в ВК на 50 человек. Ребята там обсуждают свои проблемы, поддерживают друг друга и поддерживают нас. 

После выхода релиза я еще научилась не давать людям советы, если они их не просят. Не могу пройти мимо, когда кому-то нужна помощь, мне всегда кажется, что я виновата во всех бедах этого мира и должна всё исправить. 

Кристина: Но когда вышел релиз, Оля на себе прочувствовала все эти советы, ей каждый второй что-то советовал.

Оля: Вот еще одно отличие музыки от писательства. Книгу долго читать, проще сразу сказать — «ты молодец». С музыкой: потратил три минуты, потом еще тридцать нашел, чтобы настрочить рекомендацию. 


Как распределяются ваши обязанности?

Оля: Музыка приходит ко мне в голову.

Кристина: Связь с космосом.

Оля: Да, она проникает в меня.

Кристина: Потом Оля жестами что-то объясняет мне.

Оля: Ха-ха, да не жестами! Я напеваю или пытаюсь подобрать на гитаре. Потом Кристина перекладывает на аранжировку, берет другие инструменты. Мы собираем рыбу. 

Я занимаюсь всем, что касается продвижения, текстов, маркетинга, рекламы, общения с аудиторией. Мне не раз писали: вы реально общаетесь со слушателем, вам интересно, как у нас дела, вы клевые. А мне и правда интересно.

Кристина: Я отвечаю за техническую составляющую, все, что связано с аранжировкой записью инструментов, вокала. 


Есть ли у вас поддержка лейбла или продюсера? 

Оля: Нет, это принципиальная позиция. Я контрол-фрик, мне очень беспокойно, если за меня делают мою работу, и я не могу это контролировать. 

Конечно, у нас есть помощники. Менеджер, которая периодически помогает с контент-планом, фотографы, музыканты, художники. Когда у нас будет больше ресурсов, я буду чаще обращаться за поддержкой к разным специалистам. 


Фото: Алена Рыбачек

Самый интересный факт из истории создания вашего альбома. 

Кристина: Мы на всё лето отказались от нашей работы, чтобы погрузиться в процесс полностью, довести дело до конца. 

Оля: Поэтому мы закрылись в квартире и занимались передержкой собак, чтобы была возможность работать над альбомом и что-то кушать. Кстати, просто выходя на прогулку с собаками, мы завели очень много друзей: эти люди тоже стали нас слушать и помогать. Наша музыка многим нравится потому, что она искренняя, мы не пытаемся заработать на этом большие деньги. 

Кристина: Да, мы пытаемся сделать это своей основной профессией. Но мы не стараемся сделать что-то коммерческое, заведомо успешное. Мы в первую очередь отталкиваемся от того, что нам приятно слушать и играть.

Оля: Мы верим, что наша музыка рано или поздно найдет своего слушателя. Я пишу такие тексты, которые не привязаны ко времени.

У вас скоро будет презентация альбома, сложно было ее организовать? 

Оля: Мы не знали, как презентовать альбом, потому что это большие траты: на помещение, на музыкантов, на рекламу. И тут нам написала какая-то девушка: вы попались мне на Яндекс волне, я организатор концертов, мы бы хотели предложить вам выступление на 40 минут.

Это 6 марта, почти через две недели после релиза альбома. Люди успеют послушать альбом, и мы сможем его презентовать. Нас на Яндексе слушает 37 человек в месяц, вот из 37 человек мы попались организатору. Я говорю: Господи, спасибо. Мы отыграем концерт. Мне кажется, это чудо. 


Беседовала Яна Москаленко