• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование литературных репутаций

На примере двух очень разных авторов пытаемся разобраться, на чем же строится репутация писателя сегодня 

Формирование литературных репутаций

Репутация для писателя, как и для любой медийной или публичной личности, играет важную роль в его успехе. Репутация влияет не только на продажи, но и на образ, который складывается об авторе в голове у потенциального читателя. Культура отмены, недавно коснувшаяся и многих популярных писателей, еще раз подтвердила эту взаимосвязь. Я предлагаю рассмотреть несколько механизмов формирования литературных репутаций, чтобы попытаться понять, какие стратегии использовали авторы и чего им удалось добиться в итоге. В качестве примеров я выбрала двух писателей с разными репутациями и читательскими аудиториями: Александра Цыпкина и Андрея Аствацатурова.

Помимо самих произведений автора ключевыми звеньями в формировании репутации являются политическая, литературная и социальная позиции, а также влияние деятельности других литераторов-современников. На мой взгляд, при жизни самое большое значение имеют статус, позиционирование и способность в текстах отвечать запросу времени. После смерти литературная репутация во многом зависит от того, насколько ценно само творческое наследие.

В современных реалиях пути формирования литературной репутации не сильно отличаются от способов ее конструирования в предыдущие эпохи — меняются декорации, фасад остается прежним. Сегодня способов продвижения и создания желаемого образа, разумеется, намного больше, чем было раньше. Однако преуспеть за счет одного лишь таланта, как и раньше, достаточно проблематично. Можно даже сказать, сложнее. То, что действительно ощутимо изменилось, так это уровень конкуренции. Даже не потому, что одаренных людей стало больше, а потому, что сегодня даже слабый писатель может заполучить большую и лояльную читательскую аудиторию за счет различных способов позиционирования себя в социальных сетях. Влиятельную позицию рецензентов сегодня занимают книжные блогеры, а вместо того, чтобы прийти в салон, можно посмотреть обзор на ютубе и написать комментарий.

Хороший пример современного писателя, который последовательно выстраивал свою стратегию и имеет определенную репутацию — Александр Цыпкин. Безусловно, спорная фигура в современном литературном пространстве: другие авторы не признают в нем «настоящего» писателя, а большой тираж его книг раскупают достаточно быстро, учитывая тот факт, что это не жанровая литература. И одна из причин — невероятная злободневность текстов Цыпкина, в которых присутствует иронический ответ на запрос нашего времени.

Если изучить биографию Цыпкина и проследить творческий путь, станет понятно, как он заработал себе литературную репутацию. Имея диплом факультета международных отношений, он решил уйти в другую стезю и вначале занялся маркетингом, а потом дебютировал как писатель с короткими анекдотическими рассказами. Получив положительную рецензию от уже известного на тот момент писателя Андрея Аствацатурова, продолжил развиваться на литературном поприще. Он успел побыть ведущим телевизионной передачи, вел активную светскую жизнь, познакомился с большим количеством известных персон и обзавелся полезными связями. Его рассказы действительно сложно назвать «хорошей и серьезной» литературой, однако знакомства и харизма помогли Цыпкину в скором времени основать литературно-театральный проект «Беспринципные чтения». На сегодняшний день этот проект широко известен и коммерчески успешен, а читают произведения Цыпкина со сцены признанные актеры театра и кино. По его сценариям снято несколько фильмов, а популярный ныне сериал «Беспринципные» основан на его рассказах.

Когда Цыпкина называют «неписателем», он отвечает: «да, окей, как хотите». Зато никто из ныне живущих писателей не смог настолько близко соединить литературу и реальную жизнь: формат его книг специально сделан так, чтобы помещаться в женскую сумочку, а внешность героя повести послужила вдохновением для дизайна секс-игрушки. На Патриарших прудах можно встретить женщин в коротких платьях и на высоких каблуках, разгуливающих со сборником его рассказов. Для малочитающего поколения Цыпкин сделал больше, чем многие его коллеги.

Еще один пример — специфический литературный путь и репутация Андрея Аствацатурова. Потомственный филолог начинал свою литературную деятельность в достаточно взрослом возрасте его дебютный роман «Люди в голом» вышел, когда автору было около 40 лет. Путь Аствацатурова к известности был недолог. Обычно начинающий писатель вначале относит своей текст в литературный журнал, а после этого при нужной доле удачи его замечает издательство. В случае с «Людьми в голом» было иначе — автор принес роман в одно из издательств и сразу же был одобрен. Сегодня у Аствацатурова всего несколько романов, помимо сборников эссе. Еще не будучи писателем, он преподавал в университете, где удостоился наград за преподавательское мастерство, а его лекции всегда собирали переполненные аудитории. Как и Цыпкин, он обладает набором качеств, благодаря которым прекрасно располагает к себе людей. Ценят его больше всего как отличного лектора, поэтому и большинство его аудитории интеллектуалы и люди, близкие к академическому кругу. Дружба с другими современными авторами, такими как Михаил Елизаров и Роман Сенчин, не только обеспечивает ему дополнительную читательскую аудиторию, но и делает его активным участником литературного процесса, о состоянии которого Аствацатуров читает лекции на различных площадках.

Мы видим два абсолютно разных личных бренда, подкрепленных определенной репутацией. Оба писателя имеют свою аудиторию, образ в глазах читателей и  писательского круга. Обе репутации выстроились не за один год. Один кумир интеллектуалов, другой блестящий маркетолог, лучший писатель-шутник для всех, кто не любит «серьезную» литературу. В связи с чем можно сделать вывод, что для формирования литературной репутации все еще остаются важными коммерческий успех, ответ на запрос времени, сама личность автора, полезные знакомства и дружба с людьми из литературного мира, рецензии и комментарии в интернет-пространстве. Каждый писатель волен избрать свой путь и стратегию, благодаря которым будет формироваться его литературная репутация. Совет начинающим писателям: думайте об этом заранее.


Екатерина Салмина