• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Главное, чтобы история была про здесь, сейчас и про меня»

11 октября к нам на «Литературную среду» пришёл Шамиль Идиатуллин — журналист и писатель, дважды лауреат премии «Большая книга». Публикуем полную видеозапись встречи и пересказываем самые интересные моменты.

«Главное, чтобы история была про здесь, сейчас и про меня»

Шамиль — очень продуктивный автор, он выпускает романы каждый год, причем в разных жанрах. Главным предметом встречи стало новое произведение «До февраля», триллер о маньяке-графомане.  


Про самое важное, многожанровость и триллеры

«Для меня главное — рассказать историю, которая будет восприниматься как истинно моя. Историю, которая четко про здесь, сейчас и про меня. Я должен чувствовать, что там, на страницах, — настоящий человек, в чьей шкуре я проживу интересную жизнь. И действительно интересно обнаружить в себе гнусного старикашку или маленькую девочку и изучить их в себе».

«Я с детства запойный читатель: люблю читать много и разное, люблю смаковать хорошие тексты, а если мне хочется что-то прочесть, но не нахожу подходящей книги, то пишу ее сам. Отсюда много жанров, не люблю повторяться. А еще у меня всегда было ощущение, что я пишу одну и ту же книгу. И что бы я ни писал, всегда получается триллер. Этот жанр самый “западлистый”, самый свободный, он позволяет избежать шаблона наиболее нагло».

«До февраля»: роман не про маньяка, а про жертв

В центре сюжета «До февраля» череда убийств, однако про маньяка мы почти ничего не узнаём, не разбираем его досье и причины-следствия.

«Моя книга не про серийного убийцу, а про его жертв. Мы не знаем, за какое место ему вешали прищепки в детстве. Убийца — это лишь упырь, который убивает просто потому, что хочет, может и потому что ему нравится. Важны те, кого он убивал. Меня всегда глодало в детективах то, что жертвам уделялось несправедливо мало внимания. Жизнь и планы на нее продуманы, а тут раз — и все перечеркнуто не только у жертвы, но и у родственников».  


Про структуру, подход к писательству и время в книгах 

«Я составляю план романа очень подробно, а в самом начале представляю три вещи: первая глава, она обычно получается такой, как задумывал; последняя глава, которая обычно оказывается совершенно другой; и "смачная" глава, ради которой все писалось, но она, как правило не влезает».  

«И мне, и читателю удобнее читать книжку, события которой происходят здесь и сейчас. Я ориентируюсь на календарь года, в котором книга будет выпущена. Благодаря этому роман становится историческим».  

Про писательство

Шамиль Идиатуллин работает в издательском доме «Коммерсантъ», как он сам говорит, «в графике 24/7». Писать книги он успевает по субботам и праздникам, иногда получается выкроить час-полтора по утрам перед работой. 


«Когда ты добиваешь текст, то ощущение, что волок мешок, и вот ты сваливаешь его, все готово. Там будешь ещё, что дописывать и переписывать, зато сейчас уже готов черновик — ты его доделал». 


Записала Анастасия Кошельникова 
Фото и видео сделала
Софья Джумайло

 

Все фото со встречи можно посмотреть и скачать тут