Правила письма Ольги Птицевой
Ольга Птицева — писательница, которая пишет жанровую прозу для молодых взрослых. Суммарный тираж ее книг превысил сто тысяч экземпляров, летом 2023 вышла экранизация ее романа «Там, где цветет полынь», а недавно вышел роман-антиутопия «Двести третий день зимы».
Про перенос личного опыта в текст
- Все, что мы сейчас можем: рефлексировать и относить это в текст.
- Я не из тех авторов, кто неотработанное в терапии приносит в свои тексты. Всё-таки литература и психотерапия разные штуки. Но в любом случае, вдохновение — это не о том, что тебя боженька в лобик поцеловал, это об отрефлексированном.
- В [моих] текстах всегда много меня, моих переживаний, авторского и житейского взгляда, тех событий, которые происходят. При этом важно на себе самом не зацикливаться, постоянно слушать и слышать других, быть очень внимательным.
Про качества, которые важны для писателя
- Мне кажется, именно внимательность, любопытство — самые важные штуки для писателя. Ведь ничего лучше жизни не придумаешь. Поэтому стоит брать от неё максимум, потом перерабатывать его, переплавлять и делать из этого увлекательные тексты.
- Я чувствую себя абсолютно на своём месте. Это прям точно моё дело! Я мало в чём в жизни так уверена, как в этом. Мне есть, что сказать, и я могу сделать это таким образом, чтобы найти отклик. Вот самое главное — именно это ощущение того, что тебе действительно нужно что-то сказать, чем-то поделиться.
- Мне кажется, что если вы пишете тексты — вы писатели. Не важно, издаются эти тексты, успешны, читаемы они или нет. Вот вы пишите, значит писатели. И всё.
Про писательство как работу:
- Мой самый нелюбимый вопрос из всех, которые могут задать читатели, это: «А где вы ищите вдохновение?» Я его не ищу. Писательство — моя основная работа, и она очень техническая. Нужно относиться к этому более реалистично, я приземлена в этом вопросе.
- Писать — это график в календаре: вот здесь у меня встреча, вот здесь у меня созвон, а здесь я могу посидеть над текстом. Конечно, вспоминаются эти романтические вечера, когда я пишу книжку. Но сейчас тоже замечательно!
- Страх — это совершенно нормальное чувство. Но в первую очередь мне страшно, что книгу не прочитают, что она пройдет совсем незаметно и не сможет поддержать тех, кого могла бы поддержать.

Про методы работы
- Всё всегда начинается с проблематики, вопроса, который меня беспокоит. Я всегда хватаюсь за социальную проблематику. Реализм в моих книгах гораздо более важен, чем фантастическое допущение. Мистические элементы я использую с целью создания такого безопасного пространства между реальностью, в которую сложно поверить, и вымыслом.
- Мне нужно написать очень подробный поэпизодник, все ключевые сцены, все мотивации, все детали. Письмо теперь как лего. Схемы, таблички, библиотека кусочков.
- Любая редактура, любая переработка — это всегда улучшение. А творчество…оно заканчивается в тот момент, когда заканчивается рукопись. Дальше начинается просто работа.
- Иногда я просто устаю от всего и понимаю, что больше не могу. Прошлым летом я активно использовала такую практику: уезжаешь на неделю в лес и просто орёшь там. Целую неделю я была без связи, лежала в горячей купели, смотрела на звёзды, лиса ко мне приходила. Вот это было восхитительно. Ведь с любой работой, даже самой любимой, иногда мы просто выгораем. Благо, у меня такого ещё не было, чтобы я совсем не возвращалась к писательству.
Собрала Тома Лосаберидзе
Источники:
- «Новый «Настоящий детектив» и «Двести третий день зимы» Ольги Птицевой». Подкаст «Партнерский материал».
- Ольга Птицева: «Хочется верить, что литература остаётся литературой». МЁДъ
- Ольга Птицева: «Мы моложе, мы переживем». The Blueprint