Андрей Мучник: «Я стараюсь писать с натуры»
В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура "Литературное мастерство"!» студенты первого курса программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое Creative Writing.
О поступлении
Как ты узнал о программе «Литературное мастерство»?
В 2010-2011 я жил и работал в Нью-Йорке и два семестра ходил на Creative Writing-курсы в New School University. За это время я написал больше, чем когда-либо ещё, и хотел повторить этот опыт. В 2016 г. я открыл для себя Creative Writing School в Москве и снова стал писать художественные тексты, теперь уже по-русски. Именно так я и услышал о программе «Литературное мастерство» – из рассылки Creative Writing School.
Почему все-таки решил поступать?
В 2017 году я решил поступать сразу, как только узнал о программе. К сожалению, на бесплатные места я тогда не прошел и отложил эту идею на будущее. В 2018 году я долго думал, пробовать повторно или нет и решил, что, наверное, не стоит. Но неожиданно получил рассылку для тех, кто не прошел в 2017, и решил попробовать. Главное здесь, конечно, писать, не важно, для себя или для публикации, потому что именно творческий конкурс — самый главный.
За какое время ты начал готовиться к поступлению?
Готовиться начал буквально за несколько недель до экзаменов, но у меня за плечами уже был опыт поступления в 2017, то есть я уже примерно знал и как будет проходить собеседование, и прочел львиную долю литературы.
Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?
Меня вообще сложно поставить в тупик.
Об учебном процессе
Какие дисциплины в университете для тебя – самые интересные?
В первую очередь это, конечно, “Творческий семинар”. Именно из-за таких занятий я и поступал на программу. “Эгодокументы” с Е.Э. Ляминой оказался очень полезным для меня курсом, так как я пытаюсь использовать реальную переписку и дневниковые записи в своем творчестве. Сценарное мастерство с М.Л. Степновой – тоже очень интересный опыт: я постепенно набиваю руку на коротких сюжетах, поэпизодных планах и сценариях.
Какие страхи или комплексы помогли преодолеть занятия?
У меня это были скорее не комплексы, а творческая лень. Часто очень легко придумывается сюжет, ты записываешь его в телефон и забываешь. Порой сложно заставить себя сесть и начать писать, прорабатывать сюжетные линии, облекать сюжет в какую-то форму. Тут творческий семинар и конкретные дедлайны мне очень помогают.
Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?
Привычный мне образ жизни сильно изменился. Во-первых, стало гораздо меньше свободного времени. Я почти не хожу в театр и на концерты, а сериалы и фильмы, которые успеваю смотреть, зачастую связаны с учебой. Во-вторых, я могу работать только на полставки, и все отпуска планирую вокруг занятий. В отпуск всегда беру пару книг по учебе и пытаюсь писать хотя бы какие-то наброски на самолетах и в поездах.
В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?
Я пишу репортажи и статьи для проекта «Многобукв — всё о Creative Writing». Главная гордость на сегодняшний день — литературный гид по городу Екатеринбургу. Я также принимал участие в проекте «9 месяцев». Это совместный проект Высшей школы экономики и Литературных мастерских Creative Writing School. В течение учебного года начинающие писатели встречались с мэтрами современной литературы и тренировали свои навыки. А студенты играли роль помощников преподавателей — писали рецензии на домашние задания и участвовали в дискуссиях.
О литературном мастерстве
Что такое Creative Writing?
Для меня Creative Writing – возможность написать текст, не связанный напрямую с зарабатыванием денег и услышать мнение других студентов и опытных преподавателей об этом тексте. Прежде всего, это то, что по-английски называется workshop, где начинающие авторы обмениваются идеями.
Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?
Я стараюсь писать о местах и вещах, о которых что-то уже знаю, основываясь на своем опыте или опыте знакомых. И я стараюсь писать “с натуры”. Скажем, если мой герой едет в метро Нью-Йорка, я буду смотреть на схему метро и на карту города и думать, как ему лучше добраться, а если действие происходит в более доступном месте – Воронеже или Ростове Великом, я выберу выходные и съезжу туда, чтобы “обновить” впечатления.